Архив
Региональная практическая конференция «Внешэкономбанк: проекты развития Дальнего Востока»
08.04.2011
Место проведения: Дом официальных приемов Правительства Хабаровского края (г. Хабаровск, ул. Шевченко, д.3)
К участию в конференции приглашены:
Представители органов исполнительной власти субъектов ДФО и Байкальского региона, представители бизнеса, осуществляющие свою деятельность в сфере ТЭК, авиа- и железнодорожных перевозок, туризма, металлургической промышленности, рыбной и лесной отраслях, представители зарубежных финансовых институтов и компаний.
В рамках конференции были проведены:
Пленарное заседание – «Инструменты поддержки приоритетных проектов развития Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона»
Практические сессии:
- Перспективы социально-экономического развития Дальнего Востока
- Внешэкономбанк: принципы и критерии отбора инвестиционных проектов. Примеры инвестиционных проектов Внешэкономбанка
- Программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства
- Реализация проектов ГЧП с участием Внешэкономбанка
Аккредитация представителей СМИ:
По телефону: + 7 (495) 608-46-93
e-mail: press@veb.ru
Контактное лицо: Екатерина Карасина – Руководитель Пресс-службы Внешэкономбанка
Организатор конференции: Внешэкономбанк
Программа
Adobe PDF
Стенограмма конференции
Член Правления, заместитель Председателя Внешэкономбанка А.Б. Балло:

Добрый день, дорогие коллеги! Позвольте мне открыть региональную практическую конференцию «Внешэкономбанка. Проекты развития Дальнего Востока». Перед тем, как сказать свое вступительное слово я хотел бы выразить признательность всем, кто присутствует на данной конференции. Мы понимаем, как нелегко в нынешних условиях добраться до Хабаровска, этого замечательного города и я вижу, что сегодня здесь много и зарубежных гостей, которые представляют различные финансовые институты. Мы очень признательны и губернатору Хабаровского Края Вячеславу Ивановичу Шпорту, за то, что он участвует в нашей конференции. Сначала я хотел бы с вами поделиться той целью, которую мы преследуем, организовав столь значительное мероприятие. Я хотел бы напомнить, что 4 декабря прошлого года Владимир Владимирович Путин, проводя здесь партийную конференцию «Единой России» высказал предложение о создании Фонда прямых инвестиций Дальнего Востока и Байкальского региона. Внешэкономбанк как институт развития не мог не откликнуться на это предложение, и в настоящий момент мы рассматриваем возможность создания такого фонда. Мы очень признательны, что регионы откликнулись на это предложение. В настоящий момент в банк поступил целый ряд сформулированных предложений по конкретным проектам, инвестиционным программам, их более двухсот. В целях рассмотрения этих проектных предложений мы привезли сюда целую команду специалистов Внешэкономбанка. И не только специалистов Внешэкономбанка, а также представителей дочерних структур, которые входят в структуру банка развития. И хотели бы получить от регионов обратную связь и посмотреть, что регионы хотели получить от этого создаваемого нового инструмента Банка развития. И я бы хотел сейчас предоставить вступительное слово Александру Борисовичу Левинталю, заместителю полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.
- Доброе утро, уважаемые участники сегодняшней конференции. Во-первых, позвольте мне от имени полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Виктора Ивановича Ишаева приветствовать вас всех на этом очень, на наш взгляд, важном мероприятии. Как вы помните, в декабре 2009 года в г. Владивостоке Председатель Правительства Владимир Владимирович Путин подписал распоряжении об утверждении стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. Целью этой стратегии является закрепление населения за счет развития эффективной экономики и создания комфортных условий для проживания здесь населения, достижения средне российских стандартов жизни. И вот эта цель достигается за счет реализации целого ряда задач, среди которых: развитие конкурентоспособных специализаций территории, увеличение переработки природных ресурсов, увеличение добавленной стоимости в основных отраслях экономики, в частности, в лесной отрасли, рыбной, горнодобывающей промышленности. Это модернизация промышленного производства, развитие инновационных отраслей экономики, включая аэрокосмическую отрасль, судостроение и целый ряд других инновационных отраслей. Устранение различных барьеров на пути развития экономики, в том числе ограничение в транспортном, энергетическом отношении, чтобы вот эти факторы, которые особо значимы для Дальнего Востока и Байкальского региона - большие расстояния, отдаленность от центральных регионов России не создавали препятствий для проживания здесь населения, для развития экономического потенциала. Решение всех этих задач требует привлечения значительного количества инвестиций, которые должны решить эти сложные задачи. Совсем недавно Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев, выступая в Магнитогорске, еще раз подчеркнул важность инвестиций для модернизации экономики, привлечение инвестиций в экономику, создания благоприятного инвестиционного климата в целом в России. Для Дальнего Востока эти слова и эти задачи вдвойне актуальны потому что, если посмотреть масштаб инвестиций, который необходим для реализации стратегии и тех задач, которые я выше упомянул, это достаточно большой объем и требуются значительные условия. В настоящее время принято так же решение по разработке государственной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Надо отметить, что в России, если брать макрорегионы, таких госпрограмм для отдельных макрорегионов всего две: для Северного Кавказа и Дальнего Востока и Байкальского региона. Тем самым государство говорит о тех приоритетах, которые есть сегодня в государстве и, соответственно, нужен инструментарий реализации этой госпрограммы. Госпрограмма – это своеобразная оболочка, в которой будут сконцентрированы различные механизмы, которые обеспечивали бы достижение тех целей, параметров, которые обозначены в стратегии. И среди этих механизмов есть разные механизмы, начиная от федеральной целевой программы в Дальнем Востоке и Байкальском регионе. Сейчас эта программа датируется 2013 годом, ставится задача ее пролонгировать до 2018 и основные направления до 2025 года разработать. И над этим мы сегодня работаем. Кроме того, в рамках госпрограммы будут использоваться и уже используются различные механизмы, в том числе и государственно-частного партнерства, начиная от инвестиционного фонда, в частности сейчас посредством инвестиционного фонда на Дальнем Востоке реализуется ряд проектов, в частности, очень важный проект: строительство Кузнецовского тоннеля на БАМе, что позволит увеличить мощности провозные, которые являются сегодня узким местом для развития Байкало-Амурской магистрали. Кроме того, это проекты развития Южной Якутии, которые также будут решаться с использованием такого инструмента, как инвестиционный фонд. Используются механизмы создания международных экономических зон на Дальнем Востоке. Сейчас принято решение, пока на Дальнем Востоке конкретно у нас две зоны, одна – это портовая зона Советской Гавани - первая портовая морская зона в России и принято решение о создании особой туристической экономической зоны в Приморском крае на острове Русском. И целый ряд других механизмов. Потребуется безусловное создание особых, так называемых, условий и они прописаны как задачи в стратегии. Это особые условия в ценовой, тарифной, налоговой политике, которая бы позволила создать условия для развития здесь экономики и привлечение инвестиций, которые будут отличаться от средне российских условий, потому что, учитывая те объективные условия – транспортную отдаленность, географическую отдаленность, природно-климатические условия и так далее. Поэтому это очень важный блок, который должен быть включен в государственную программу. Кстати говоря, буквально 31 марта Владимир Владимирович подписал распоряжение о комплексе мер по реализации стратегии Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года и там целый комплекс мер расписан, в том числе и по финансовым механизмам, в том числе и по созданию фонда прямых инвестиций. Срок поставлен 2 квартал текущего года. И, как уже было сказано, действительно, впервые он заявил об этом в Хабаровске в декабре месяце. И сейчас вот эта работа проводится. Мы очень благодарны Внешэкономбанку за то, что он сегодня работает над этой задачей. Надо отметить, что в прошлом году, как раз рассматривая вопросы реализации стратегии, Полпред Президента Виктор Иванович Ишаев обратился к Председателю Правительства, который одновременно является Председателем Наблюдательного Совета Внешэкономбанка с тем, чтобы придать Внешэкономбанку статус стратегического инвестора для реализации стратегии 2025 Дальнего Востока и Байкальского региона. И вот как раз это решение в русле этой инициативы проходит. И нам представляется, что очень важно, что появляется новый инструментарий решения очень важных и очень сложных задач. Надо отметить, что Внешэкономбанк активно уже работает на Дальнем Востоке. Я вот только по Хабаровскому краю могу назвать на вскидку несколько проектов, которые сегодня успешно реализуются: это проекты, связанные с авиационным предприятием в Комсомольске-на-Амуре - флагманом нашего авиастроения в России, это и АРКАИМ в лесной отрасли, это Амурметалл, это Хабаровский НПЗ, где идет мощная реконструкция с увеличением добавленной стоимости до выхода на мировые стандарты глубины переработки нефти. И целый ряд других проектов, которые очень важны, но, я еще раз подчеркиваю, нужно расширять инструментарий для решения новых задач, сложных задач, которые стоят на Дальнем Востоке. Я только один пример в заключение приведу, который мне представляется показательным и важным с точки зрения необходимости нового инструментария, решения крупных народнохозяйственных задач, не просто частных задач отдельных предприятий, а возможность использования Внешэкономбанка в качестве организатора привлечения крупных инвестиционных ресурсов на Дальний Восток. В частности, такой класс задач, как формирование нового экономического пояса развития на Дальнем Востоке, как развитие зоны БПМ, строительство практически второго БАМа и расширение возможности, потому что Кузнецовский перевал решает сиюминутную задачу: ну 27-28 млн. тонн мы перевезем, а сегодня минимальные объемы необходимые уже к 2015 году составляют не меньше 50-ти, а то и 60-ти млн. тонн, а к 2025-2030 году – до 100 млн.тонн. И мы должны решить много задач по расшивке этого узкого места, который позволит сделать транзитный мост между Азией и Европой, что позволит дать развитие освоению многих месторождений вдоль зоны БАМ - это Сибирских, Дальневосточных месторождений, освоение природных ресурсов, будут развиваться аэропорты, дороги, порты и так далее. То есть это новый пояс экономического развития. И для решения подобного класса задач, безусловно, инструментарий, который сегодня есть, недостаточен, ни один банк сегодня не потянет, нет возможности и у федерального бюджета выделить ресурсы, я только одну цифру назову: вот по расчетам института ТрансТИ, профильного института железнодорожников: для реализации по максимальному варианту - 100 млн. тонн провозной мощности - требуется больше триллиона рублей на модернизацию БАМа и для подвижного состава. Конечно, сумма 30-35 млрд. долларов это очень серьезная задача, понятно это не на год, это на значительный срок. Но тут необходимо привлечение как раз таких институтов как Внешэкономбанк, привлечение полуконсорциумов, в том числе возможность включения иностранных участников, недаром сегодня на конференции присутствуют иностранные наши гости, которые тоже будут заинтересованы в реализации целого ряда проектов, потому что в тех проектах, которые будут реализовываться на Дальнем Востоке и в Сибири, многие страны заинтересованы: Япония, Китай и другие. Эти страны заинтересованы в получении продукции – тот же уголь, ряд других продуктов, которые потребуется перевозить по БАМу, и благодаря их заинтересованности можно найти иностранных участников в создании совместных финансовых инструментов. Поэтому, завершая свое вступительное слово, хотел бы еще раз сказать, что мы очень признательны Внешэкономбанку за ту работу, которую он проводит и сегодня будет проводить вместе с нами, поэтому я хотел призвать всех участников, в том числе представителей территорий к активной работе по представлению своих инвестиционных возможностей к высказыванию своих предложений относительно того, что бы мы хотели получить от Внешэкономбанка, от того нового инструмента, который предлагается, с тем, чтобы мы могли вот уже на стадии формирования этого инструмента, оценки потенциальных возможностей предпринять шаги, чтобы получить серьезный инструмент развития на Дальнем Востоке и Байкальском регионе, чтобы те планы, которые ставит перед нами Президент и Председатель Правительства были на Дальнем Востоке реализованы. Спасибо.
А.Б. Балло: Спасибо Вам Александр Борисович! В том числе и за теплые слова в адрес Внешэкономбанка. В подтверждение того, о чем сейчас говорил Александр Борисович, необходимо отметить, что существующий товарооборот между Европой и Азией исчисляется более чем триллионом долларов. По информации Минтранса из этого товарооборота через территорию Российской Федерации осуществляется транзит менее 1%, поэтому понятен тот огромный потенциал, который связан с тем, что вследствие расширения транспортных коридоров, транспортной инфраструктуры, эта доля может составить гораздо более внушительные размеры. А сейчас я бы хотел предоставить слово Губернатору Хабаровского края Шпорту Вячеславу Ивановичу:
- Спасибо. Уважаемые участники конференции, дамы и господа от имени Правительства Хабаровского края разрешите всех поприветствовать в городе Хабаровске на региональной практической конференции под названием: «Внешэкономбанк. Проекты развития Дальнего Востока». Мне приятно отметить, что между Хабаровским краем и Внешэкономбанком установились прочные равноправные отношения. При финансовом участии банка уже реализуется ряд проектов, имеющих особую социально-экономическую значимость для края. Общая сумма инвестиций в Хабаровский край Внешэкономбанка сегодня составляет 50 млрд. рублей. Практически все приоритетные проекты реализуются сегодня с участием Внешэкономбанка. Пользуясь случаем, хотелось бы выразить признательность, поблагодарить руководство банка за внимание и интерес, проявляемый к восточным регионам страны, за усилия, направленные на развитие отношений стратегического партнерства, долгосрочного и эффективного сотрудничества. Надеюсь, что результатом работы конференции станут не только информированность участников о специфики деятельности институтов развития, о возможных источниках финансирования, эффективных механизмах реализации стратегически важных региональных проектов, а также будут предложены новые региональные инициативы и проекты, осуществление которых укрепить позиции Дальнего Востока и России в целом. Желаю всем плодотворной работы и всего самого доброго. Спасибо!
А.Б. Балло: Спасибо, Вячеслав Иванович! Я хотел бы сейчас продолжить нашу конференцию и вкратце остановиться на тех основных концептуальных подходах, которые в настоящий момент Внешэкономбанк хотел бы предложить всем вам на обсуждение. Мы хотели бы сегодня услышать не только об инвестиционных приоритетах, которые регионы ставят во главу угла своего экономического развития. Я хотел бы напомнить, что у нас будут работать две группы по обсуждению конкретных инвестиционных проектов. Поэтому в тех выступлениях, которые запланированы от регионов, мы хотели бы услышать ваши пожелания, ваши соображения о том, как должен быть сформирован фонд, на каких условиях он должен функционировать, в чем вы видите взаимосвязь между фондом и конкретных регионом. Какой алгоритм взаимодействия фонда с регионом вам представляется наиболее оптимальным. Хочу сказать, что для Внешэкономбанка создание фонда прямых инвестиций – это новый продукт. Мы в основном в своей инвестиционной деятельности ориентируемся на долгосрочные инвестиционные кредиты. Хотел бы напомнить что, несмотря на то, что банк работает в полномасштабном режиме всего лишь 3 года, за эти 3 года мы успели профинансировать 15 проектов на Дальнем Востоке на общую сумму 15 млрд. рублей. В наших планах - дальнейшее развитие нашего участия. Те проекты, которые уже одобрены органами управления Внешэкономбанка предполагают дальнейшее финансирование в размере 200 млрд. рублей только для Дальневосточного и Байкальского регионов. И хотел бы сказать, что те проекты, которые мы реализуем, в том числе на Дальнем Востоке, призваны оказать синергетический эффект для развития всей экономики Дальнего Востока. В качестве примера хотел бы сказать, что в настоящий момент мы финансируем такой крупный проект как строительство нового терминала во Владивостоке. Наряду с поддержкой крупных инфраструктурных проектов, одним из основных направлений деятельности Внешэкономбанка является также поддержка тех отраслей, которые являются ключевыми для Дальнего Востока. В частности, мы поддерживаем единственный металлургический комбинат на Дальнем Востоке - компанию Амурметалл. В целом, инвестиции Внешэкономбанка за последние 3 года в данный регион позволили создать и сохранить порядка 15 тысяч рабочих мест. Те проекты, которые мы сейчас рассматриваем, тоже должны дать новые рабочие места, не менее 15 тысяч. Сейчас хотел бы вкратце остановиться на тех подходах, которые есть у Внешэкономбанка при создании Фонда прямых инвестиций. Во-первых, мы планируем создать ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона». Эта компания будет управляющей по отношению к создаваемому Фонду. Мы планируем, что на первоначальном этапе единственным учредителем этой компании будет Внешэкономбанк. Но мы не исключаем, что в дальнейшем в состав участников могут входить и иные, как российские, так и зарубежные профессиональные инвесторы. Что касается непосредственно самого Фонда – сейчас трудно говорить о его размере, мы планируем, что как раз наше обсуждение сегодня с регионами конкретных проектов позволит нам, по крайней мере, идентифицировать тот предварительный размер, который позволил бы нам начать работу по конкретным проектам. Планируется, что за счет этого Фонда будут осуществляться инвестиции в капитал не только действующих компаний, которые нуждаются в расширении своей операционной деятельности, но также вхождение в капитал проектных компаний по тем приоритетным проектам, которые будут поддерживаться регионами и крупными частными и зарубежными инвесторами. Мы предполагаем, что на первом этапе капитал фонда составит не менее 3 млрд. рублей, но еще раз повторюсь, это предварительные оценки и они полностью зависят от того, насколько будет сформирован проектный потенциал, который предполагается для финансирования со стороны этого Фонда. Что касается сроков: Александр Борисович отметил, что по плану стоит 2 квартал этого года, но я думаю, что непосредственно Фонд будет запущен к концу года, а управляющая компания ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» будет зарегистрирована к концу второго квартала. Мы также предполагаем, что на первых порах Фонд будет сформирован в основном за счет Внешэкономбанка, а также других российских и международных инвесторов, но в целом мы считаем, что это будут поэтапные процессы. На первом этапе Фонд будет сформирован исключительно за счет взноса Внешэкономбанка. Но мы будем приветствовать, естественно, вхождение других соинвесторов и по международной практике мы предполагаем, когда будет осуществлена полная подписка на средства Фонда, участие Внешэкономбанка составит не более 20%. При этом мы исходим из того, что должна быть некая платформа для того, чтобы регионы могли выражать свое мнение, и предполагаем, что такой платформой может быть создание некого экспертного совета при Фонде, который был бы сформирован из представителей, как регионов, так и международных инвесторов и международных финансовых организаций. Это краткие выкладки, которыми я хотел с вами поделиться. Сейчас я предлагаю непосредственно перейти к обсуждению конкретных проектов и выступлению регионов.
Первым заявлен Апанасенко Геннадий Васильевич, первый заместитель Председателя Правительства Хабаровского края по экономическим вопросам:
- Спасибо. Добрый день, уважаемые участники конференции. В условиях развития современной экономики на фоне растущей потребности в финансировании проектов, естественно, при ограниченности бюджетных возможностей для улучшения качества жизни населения хабаровского Края помимо увеличения эффективности использования бюджетных средств, актуальным является вопрос привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Инвестиции – это, безусловно, база и условия экономического роста региона, решение в конечном итоге существующих проблем в социальной и экономической сферах. Наша инвестиционная политика складывается из нескольких направлений и комплексных мероприятий. Прежде всего, это утвержденные стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года. В целях ее поэтапной реализации Правительством края приняты основные направления деятельности до 2015 года, в которых определены основные экономические задачи края: это развитие производства, поддержание важнейших социальных стандартов на территории края, структурная технологическая модернизация производственного сектора, продолжение реализации программ проектов инфраструктурного обеспечения экономики края и реализация энергоэффективного инновационного потенциала экономики. Хабаровский край – субъект Дальнего Востока, на территории которого эффективно применяются современные меры государственной поддержки и развития региона, в их числе реализация инвестиционных проектов с участием Внешэкономбанка. Как уже отмечалось сегодня в выступлениях, на сегодняшний день на территории Хабаровского края реализуется 6 инвестиционных проектов общей стоимостью 120 млрд. рублей, из которых 50 млрд. рублей финансируется за счет средств Внешэкономбанка. Среди них балкерный терминал по перевалке угля и деревоперерабатывающий комплекс в порту Ванино, реконструкция и модернизация акционерного общества «Хабаровский нефтеперерабатывающий завод», создание семейства российских региональных самолетов «Sukhoi Superjet 100», завершение инвестиционной программы акционерного общества «Амур-металл» и создание Дальневосточного центра глубокой переработки древесины в городе Амурске. В результате развернуто серийное строительство самолетов Sukhoi Superjet 100, увеличен более чем на 12 млн. тонн мощность порта Ванино, обеспечен рост производства на Акционерном обществе «Амурметалл», на треть будет увеличена глубокая переработка круглого леса, создано более 1200 рабочих мест. Реализация инвестиционных проектов позволила обеспечить более высокий темп роста валового регионального продукта Хабаровского края в 2010 году: рост увеличился на 12,6 % при плане 3,5%. Между Правительством края и Внешэкономбанком с 2008 года действует Соглашение о сотрудничестве. Есть проекты, которые находятся на экспертизе во Внешэкономбанке. Мы хотели бы и дальше иметь активную позицию банка в кредитовании важных для края проектов. Это, прежде всего, строительство ТЭЦ в городе Советская Гавань. Общий объем инвестиций проекта - 12,1 млрд. рублей, объем участия банка - 6,6 млрд. рублей, проект прошел процедуру предварительного согласования. Создание современных мощностей по производству пиломатериалов в Солнечном районе Хабаровского края - компания «Амурфорест». Стоимость проекта 5,6 млрд. рублей, участие Внешэкономбанка около 4 млрд. рублей. Строительство в порту Ванино терминала по перевалке глинозема – компания «Базовый Элемент», стоимость проекта 2,5 млрд. рублей. Кроме того, в крае существует ряд приоритетных проектов, предлагаемых для дальнейшего совместного сотрудничества с Внешэкономбанком и Фондом прямых инвестиций. Это увеличение пропускной и провозной способности Байкало-Амурской магистрали, о которой уже говорил Александр Борисович Левинталь; строительство электрических сетей и подстанций в городе Советская Гавань и в порту Ванино РАО ЕЭС Востока, стоимость проекта около 4 млрд. рублей; строительство высоковольтной линии Комсомольск-Ванино с заходами на подстанцию Лисилихино и установка второго автотрансформатора в подстанции Ванино, филиал ВТЭЦ ЕЭС Востока, стоимость проекта более 9 млрд. рублей. В перспективе мы хотели бы также видеть участие банка в комплексных проектах - это портовая особая экономическая зона в городе Советская Гавань, комплексное развитие острова Большой Уссурийский и создание авиационного хаба в городе Хабаровск. В рамках перечисленных комплексных проектов, учитывая приоритетные направления инвестиционной деятельности, мы открыты к сотрудничеству и проработке конкретных инвестиционных проектов. Правительство края надеется, что сотрудничество с Внешэкономбанком будет продолжена и приоритетные для края проекты найдут свое реальное воплощение в жизнь. Спасибо за внимание.
А.Б.Балло: Спасибо, Геннадий Васильевич! Я хотел только обратить внимание на регламент. У нас заявлено 12 выступлений, поэтому попросил бы укладываться в 5-7 минут и говорить преимущественно о приоритетах и задачах, которые на ваш взгляд будут актуальными в работе Фонда прямых инвестиций.
Предоставляется слово Алексееву Геннадию Федоровичу, первому заместителю Председателя Правительства Республики Саха (Якутия):
- Добрый день, уважаемые коллеги! Республика Саха-Якутия сегодня представлена целым рядом, во-первых, представителей Правительства Республики Саха Якутия, но не только. Здесь принимают участие и представители Корпорации развития Южной Якутии, вице-президент компании «Алроса», генеральный директор компании «Тимир», генеральный директор Южноверхоянской горной компании, первый заместитель генерального директора компании «Якутскэнерго», главы муниципальных образований Мирнинского района, Ленского, Алданского, генеральный директор Эльконского ГМК, Республиканская инвестиционная компания и так далее. Для нас чрезвычайно важна реализация инвестиционных проектов, которые мы настойчиво, в рамках комплексного развития производительных сил транспорта, энергетики республики Саха-Якутия до 2020 года системно реализуем с участием средств федерального бюджета, регионального и инвестиционных программ крупнейших российских компаний. Вот на этой схеме, которая сейчас перед вами, изображены важнейшие инфраструктурные проекты Республики Саха Якутия. Транспорт и энергетика – основные сдерживающие факторы развития Республики Саха Якутия и поэтому именно этим направлениям мы уделяем самое пристальное внимание. Мы сегодня реализуем с привлечением средств инвестиционного фонда проект комплексного развития Южной Якутии. Важнейшая задача, зафиксированная государством – это именно строительство линии электропередач, строительство автомобильных дорог, строительство железных дорог, которые обеспечат эффективную реализацию проектов бизнеса, проектов промышленности. Это освоение железнорудных месторождений - Таежный ГОК, освоение урановых месторождений - Эльконский горно-металлургический комбинат, освоение месторождений апатита – Солигорский горно-химический комбинат, освоение угля – Инаглинский угольный комплекс. Это, конечно, создание Якутского центра газодобычи, который является источником природного газа для целого ряда проектов, которые я перечислил. Мы заканчиваем разработку проектной документации всех инфраструктурных проектов комплекса развития Южной Якутии. Мы рассчитывали на то, что в течение 2011 года мы получим положительное заключение Главгосэкспертизы. Государство в полном объеме до последней копейки профинансировало разработку проектной документации инфраструктуры и в 2012 году мы рассчитывали на привлечение средств из фонда на период реализации, на строительство объекта. Однако, с учетом дефицита средств инвестиционного фонда и средств федерального бюджета, мы сегодня рассчитываем на то, что с привлечением государственной корпорации Внешэкономбанк, мы найдем механизмы и инструменты для того, чтобы реализовать именно инфраструктурные проекты комплексного развития Южной Якутии, которые позволят реализовать проекты бизнеса и обеспечить эффективность вложения частных инвестиций. Мы неоднократно работали с департаментами Внешэкономбанка по данному вопросу. Буквально вчера Президент Республики Саха Якутия с Председателем Внешэкономбанка подписали Соглашение о сотрудничестве. Для нас именно перспектива взаимодействия с Внешэкономбанком является, я бы сказал, ключевым вопросом. Мы не ограничиваемся проектами комплексного развития Южной Якутии и проектов у нас в Якутии больше, чем достаточно, на любой вкус. Я быстро пробегусь по некоторым из них: это комплексное развитие Восточной Якутии, у нас кластерный подход к развитию экономики. Территория Якутии более 3 млн. кв. км - каждая из них это как бы совершенно отдельная провинция. Западная Якутия – это в основном нефтегазовая и алмазная, Южная Якутия – это уголь, железо и золото, Северо-восточная Якутия – это в основном золото и полиметаллы, центральная Якутия – это мощный транспортно-логистический узел. Что касается Северо-Восточной Якутии, здесь у нас тоже целый ряд инвесторов, которые сегодня реально работают, рассчитывая и надеясь на развитие энергетической инфраструктуры. Что касается транспортной инфраструктуры – здесь государство очень активно поработало последние годы. На федеральной дороге «Колыма» практически ликвидированы все грунтовые разрывы, и сегодня транспортная коммуникация работает достаточно надежно. А вот что касается энергетики, здесь, конечно, нам необходима помощь для того чтобы обеспечить внешним надежным энергоснабжением те объекты, которые сегодня бизнес готов реализовать. Это вот первая очередь, о которой я говорил, линия электропередач «Хандыга — Джебарики-Хая», развилка Нежданенское в Верхнебуреинском районе из последних названий – это название месторождения соответственно золоторудное и полиметаллическое и, конечно же, теплоэлектростанция в поселке Хандыга. Это, конечно проекты строительства Якутской ГРЭС-2. Центральная Якутия сегодня работает на одном единственном энергоисточнике и, конечно же, это не обеспечивает надежность энергоснабжения и не обеспечивает подключение объектов. Объект Якутская ГРЭС-2 даже упоминался как важнейший объект на совещании в Южносахалинске, которое проводил Председатель Правительства Российской Федерации 18 марта текущего года. Это, конечно же, теплоэлектростанция в поселке Зырянка, мини ТЭЦ на местных углях и на местных видах топливно-энергетических ресурсов тоже важнейшая задача государственного уровня, что подчеркнуто было на совещании в городе Хабаровске 2 июля 2010 года президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Это также проект создания газохимического комплекса в центральном регионе Республики Саха Якутия, в поселке Нижний Бестях, куда в декабре 2012 года придет железная дорога. Мы всегда подчеркиваем, что наша важнейшая задача не только добыча полезных ископаемых, но обязательно глубокая переработка добываемых ресурсов и обязательно комплексное извлечение всех ценных компонентов. Поэтому наш системный подход формируется абсолютно во всем. Это конечно проект базальтовой технологии, это проект, который обеспечит, и он уже тоже реализуется, экологически чистые изоляционные материалы и материалы для строительства на новой технологической платформе. Мы реализуем его совместно с РОСНАНО. Это, конечно же, вопросы, касающиеся создания туристско-рекреационного кластера «Северный мир», потому что в республике есть целый ряд таких красот и чудес, которые с каждым годом привлекают все большее и большее внимание со всего мира. И нам необходимо создать туристическую инфраструктуру для того, чтобы обеспечить возможность посещения республики туристами. Это конечно создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа по огранке алмазов и производству ювелирных изделий. Мы достаточно давно занимаемся этим вопросом и продвигаем его в федеральных органах власти и хотели, чтобы Внешэкономбанк обратил внимание и на этот наш проект. Это вопрос, касающийся создания агропромышленного комплекса в поселке Витим. Это Западная Якутия. Я вам уже говорил, что в Западной Якутии у нас разворачивается мощнейшее строительство и освоение месторождений нефти и газа и все новых месторождений алмазов. И, конечно же, сделать все, чтобы обеспечить экологически чистой местной продукцией - наша общая задача. Этот проект мы начали совместно реализовывать и хотели бы, чтобы Внешэкономбанк обратил на него внимание. Вот теперь я закончил о проектах. Прежде чем сказать: спасибо за внимание, два слова по поводу предложения, которое Анатолий Борисович озвучил в своем выступлении по Фонду прямых инвестиций. Конечно, Внешэкономбанк – это госкорпорация. Для него важнейшая задача не только коммерческая эффективность. Мы понимаем так, что Внешэкономбанк должен обеспечивать проекты, которые с точки зрения государства являются эффективными. Это и геополитические интересы государства, макроэкономическая эффективность, экологическая, социальная и другие общегосударственные фундаментальные вопросы. Поэтому надеемся, что сегодня мы обсудим и поймем, каким образом будет создаваться Фонд прямых инвестиций, а также принципы отбора инвестиционных проектов и механизмы и условия возврата вкладываемых и привлекаемых инвестиций. Мы рассчитываем и надеемся, что сегодня мы оценим и обсудим новые механизмы возврата инвестиций, которые мы с Центром государственно-частного партнерства Внешэкономбанка уже презентуем в течение двух лет. Те объекты, которые реализуются по средствам Инвестиционного фонда, чтобы они сами генерировали средства для возврата этих инвестиций. Я хотел бы сказать, что у нас достаточно активно работает межрегиональная ассоциация «Дальний Восток и Забайкалье». Мне кажется, что это была бы самая лучшая площадка, на которой можно было бы проводить экспертизу этих проектов. У нас достаточно активно работает координационный совет по экономическим вопросам. У нас хорошее серьезное активное взаимодействие между всеми субъектами. И поэтому мы просили бы Внешэкономбанк рассмотреть возможность не создавать новую дополнительную структуру, а использовать те, которые уже работают и которые показали свою серьезную эффективность. У нас хорошее взаимодействие с Полномочным представителем Президента РФ на Дальнем Востоке и с первым заместителем Левинталем Александром Борисовичем. Он всегда принимает участие во всех наших мероприятиях: и Межрегиональной ассоциации и Координационного совета по экономическим вопросам. Поэтому мы открыты для взаимодействия и надеемся, что сегодня мы получим все ответы на те вопросы, которые есть у нас и есть у представителей Внешэкономбанка. Спасибо.
А.Б.Балло: Спасибо, Геннадий Федорович. Я хочу сказать, что все-таки, когда мы говорим о Фонде прямых инвестиций, он будет принимать участие исключительно, исходя из коммерчески обоснованных предложений, потому что мы планируем привлечь туда частных инвесторов, международных инвесторов. Поэтому мы здесь разделяем Внешэкономбанк, как кредитный институт по приоритетным проектам, когда мы зачастую можем идти в те проекты, которые коммерческие банки не берут. Но, все-таки, Фонд прямых инвестиций – это исключительно тот инструмент, который должен добавлять капитализацию для тех проектов, для тех компаний, которые уже успешно функционируют. И здесь не может быть каких-то моментов, что это рассматривается как некая бесплатная помощь или какая-то благотворительность.
Предоставляю слово Чусовой Татьяне Анатольевне, заместителю Председателя Правительства Амурской области:
-Уважаемые коллеги! Для сотрудничества с Внешэкономбанком мы заявили 14 инвестиционных проектов, проекты совершенно различные, в разных отраслях экономики: энергетика, металлургия, судостроение, промышленность стройматериалов, которые являются на наш взгляд «каркасными», дополняют нашу стратегию развития Амурской области. Сегодня я бы хотела остановиться на 5-ти проектах. Один из масштабных межрегиональных проектов – создание горно-металлургического кластера в Приамурье. Проект реализуется на территории нашего субъекта и на территории соседней Еврейской автономной области. В Хабаровске, в декабре прошлого года этот проект был презентован на межпартийной конференции и, собственно, тогда же ему был присвоен статус приоритетного и партийного. По сути, на Дальнем Востоке создаются новые отрасли промышленности: черная металлургия. Группа компаний «Петропавловск» приступила к реализации этого проекта в 2008 году, проект включает в себя освоение 6-ти железорудных и титаномагнетитовых месторождений в Амурской и Еврейской областях, строительство 3-х горно-обогатительных комбинатов и металлургического комбината. А также создание транспортной инфраструктуры, обеспечивающей единство проекта. В 2010 году уже введен в строй горно-обогатительный комбинат, первое предприятие кластера, запуск Гаринского ГОКа, эти два предприятия расположены на территории Амурской области, зависит от строительства важнейшей транспортной составляющей всего кластера – железнодорожной ветки Шумановская. Эта дорога соединит в единую транспортную сеть предприятия кластера, дав возможность промпродукту Гаринского ГОКа идти в соседнюю Еврейскую автономную область на Кимкано-Сутарский комбинат. Помимо этого строительство указанной дороги даст возможность освоения крупных месторождений, которые расположены между БАМом и ТрансСибом. Проект строительства железной дороги Шимановская - Гарь включен в стратегию развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года, стоимость проекта составляет порядка 16 млрд рублей и финансирование запланировано начиная с 2016 года. С учетом того, что основные производственные предприятия кластера уже вводятся в эксплуатацию, необходима синхронизация промышленных объектов с транспортной инфраструктурой. Изначально финансирование дороги планировалось с привлечением средств Инвестиционного фонда, но вопрос остался открытым, несмотря на готовность проекта, несмотря на одобрение инвестиционной комиссии, поэтому, сегодня этот проект мы представляем для сотрудничества с ВЭБом. Для нас этот проект является крайне актуальным для комплексности работы кластера и понимания его дальнейшей перспективы. Реализация этого проекта позволит, прежде всего, диверсифицировать экономику субъекта, реализовать инновационный сценарий его развития и даст импульс развитию не только нашей области, но и Дальнему Востоку. Развитие собственной металлургии в регионе: это и занятость, и рост налогооблагаемой базы, и в перспективе обеспечение собственным металлом развивающиеся стратегические отрасли региона. Это судостроение, авиастроение, а также инфраструктурное и жилищное строительство. Еще два значимых проекта, которые мы представляем сегодня, связаны с созданием новых микрорайонов в Благовещенске, административном центре субъекта. Это два проекта комплексной застройки. Один называется «Игнатьевская усадьба», а второй – «Северный жилой микрорайон». Кроме строительства жилья элитного класса и экономкласса здесь будет представлена вся социальная инженерная инфраструктура. Наконец, та проблема, которая копилась годами, десятилетиями – обеспечение благоустроенным жильем горожан – будет решена. Проектом застройки территории предусмотрена комплексная застройка территории площадью более 400 гектаров, а проектом застройки «Северного жилого микрорайона»: и площадь более серьезная, и стоимость этого проекта более весомая. Игнатьевская усадьба – это 338 тысяч кв. метров, предполагает строительство, Северный - около 2 млн. кв. метров жилья. Еще два проекта – это промышленные проекты. Первый проект – это выпуск листового стекла и стеклянной бутылки на базе Антоновского месторождения. Проект является одним из приоритетных для Амурской области, потому что область обладает богатыми запасами кварцевых песков. Проект возник еще до финансового кризиса 90-х годов, существовал успешно и обеспечивал продукцией Дальний Восток. После финансовых затруднений этот проект прекратил существование и сейчас с перспективой строительства космодрома «Восточный», с перспективой застройки, переселения из ветхого, аварийного жилья в зоне БАМа именно производство листового стекла является актуальным не только для нашей области, но и для всего региона. Помимо этого, завод располагается в моногороде Райчихинск и других перспектив дать импульс и обновить жизнь моногорода, мы пока не видим. Стоимость проекта порядка 6,5 млрд рублей и этот проект мы тоже предлагаем для рассмотрения ВЭБу. И еще один проект – это модернизация основных производственных мощностей нашего судостроительного предприятия, судостроительного завода им. Октябрьской революции. Проект направлен на обновление основных производственных фондов для увеличения выпуска продукции судостроения. Завод выпускает на сегодняшний день МРСы - малые рыболовецкие суда, сейнеры. В прошлом году 10 МРСов спущено на воду. Реализация проекта позволит ежегодно выпускать до 20-ти таких сейнеров. Этот вопрос актуален для всего рыбопромыслового флота Дальнего Востока, 80% судов которого сегодня эксплуатируется выше установленного нормативного срока эксплуатации. Стоимость проекта 650 млн. рублей. Участие ВЭБа в реализации этого проекта мы видим целесообразным. Сегодня в состав нашей делегации входят представители по всем этим проектам и другим, которые мы не обозначили, но материалы по которым направили в ВЭБ. И пара вопросов, не имеющих отношения к проектам. Я думаю, Геннадий Федорович обозначил ряд сквозных вопросов к Банку относительно создания Фонда, которые интересуют всех нас как представителей субъектов. Но вчера на заседании координационного комитета ассоциации, о которой сказал Геннадий Федорович, как раз обсуждали эту тему: что сегодня у нас есть механизм реализации проектов, которые предлагает государство в виде различных программ, и сегодня у нас появляются новые механизмы реализации проектов, новые инструменты развития, один их которых предлагает ВЭБ. Мы говорим, что нас, как субъектов, интересует и те каноны, о которых вы обозначили, то есть когда исключительно рассматривается экономическая эффективность и целесообразность и это не благотворительность, проекты предполагают отдачу, эффективность и все остальные параметры. Но нас интересуют и те проекты, которые жизненно необходимы для субъекта, которые создают инфраструктурный каркас развития, реализация которых не всегда укладывается в требуемые показатели эффективности. И здесь мы видим такой дуализм: с одной стороны в существующие инструменты этот проект не попадает, а нам его реализовать необходимо. Не все эти проекты попадают и в программную плоскость. В связи с этим вопрос. Изначально было заявлено, что Фонд прямых инвестиций создается на Дальнем Востоке не только как дополнительный банковский инструмент для реализации исключительно эффективных с коммерческой точки зрения проектов. А сейчас мы говорим, что Фонд прямых инвестиций это именно этот инструмент. В чем смысл? Чем он отличается от других банковских механизмов?
А.Б. Балло: Мы здесь для этого и собрались, чтобы обсудить эту проблему, Или мы хотим создать нормально функционирующий по всем канонам Фонд прямых инвестиций с привлечением широкого круга институциональных и частных инвесторов или мы хотим создать некий фонд для поддержки тех проектов, о которых вы говорите. Хотел бы обратить Ваше внимание, что есть ряд инструментов, которые позволяют реализовывать те проекты, о которых вы сейчас говорите, в том числе механизм госгарантий. Сейчас она уже сформирована при Минэкономразвития – Межведомственная комиссия, которая будет рассматривать предоставление государственных гарантий по тем проектам, которые не могут быть реализованы без участия государства. В тех проектах, которые не вписываются в обычные каноны, здесь Внешэкономбанк, как Банк развития может принимать участие. И вместе с механизмом госгарантий, субсидирования процентных ставок, мне кажется, можно найти решение. На самом деле проблема понятна, эту позицию принимаем, будем обсуждать, но это будет совершенно другой концептуальный подход, отличающийся от канонов Фонда прямых инвестиций.
Сейчас слово предоставляется Шулятикову Валерию Петровичу, первому заместителю Председателя Правительства Еврейской автономной области:
- Спасибо! Поскольку мы были ориентированы однозначно на презентацию проектов, связанных с участием в Фонде прямых инвестиций, то я, собственно говоря, с этого и начну. Мы направляли в письменном виде 5 проектов для возможной совместной работы. Сегодня я представлю 2 из них. На юге дальнего Востока есть два цементных завода. Все они входят в одну управляющую компанию «Восток-цемент». Это Спасский цементный завод и у нас на территории области Теплозерский цементный завод. Завод – старожил, 1949 года, миллионник был по паспорту, сегодня его способность производить продукцию 800 тысяч тонн. Конкурентные преимущества у него следующие: очень высокое качество сырья и близкое расположение туфов, что необходимо для производства, недостатки – устаревшая технология, ориентированная на мокрый способ производства цемента. Собственно это и является поводом для того, чтобы заниматься его реконструкцией. У инициатора проекта мысль построить новую технологическую линию по сухому способу производства цемента мощностью 1 750 тысяч тонн цемента в год. Общий объем инвестиций примерно 7 млн. рублей, срок окупаемости до 3 лет, стадия проекта – техническое обоснование. На следующем слайде мы видим его экономические данные. Для области это значимый проект, количество рабочих мест – 400 и налоги, что немаловажно. Следующий проект, который мы хотели презентовать для совместной работы, совершенно из другой отрасли экономики области. Она у нас можно сказать преобладающая и как «хомут на шее», извините – это агропромышленный комплекс. Соей у нас занимается 4 субъекта на Дальнем Востоке, все ее производят, но мало кто перерабатывает, вернее даже никто не перерабатывает с высокой степенью переработки. Переработка идет в основном на масло и на жмых. В области производим мы ежегодно до 60 тысяч тон, некоторый год больше, некоторый год меньше, примерно такой порог производства. Она будет наращиваться с учетом того, что проект будет реализован. Мы предлагаем построить завод по переработке 30 тысяч тонн соевых бобов в год. Стоимость проекта 900 млн. рублей. Структура переработки перед вами: соевого масла – это традиционный выход из сои, а далее то, ради чего собственно все и задумано: это изолят и лецитин и модифицированный лецитин, это так называемый белый лепесток с содержанием более 49% белка и менее 1% жира. Это то самое ценное, что сегодня содержит соя, как сырьевой продукт и то, что мы сегодня не имеем, а получаем все из за рубежа. Это его экономические показатели. Окупаемость 40 месяцев. Главное это добавленная стоимость, это рабочие места, это заинтересованность сельхозпроизводителя в том, чтобы и дальше заниматься производством сои и наращивать его объемы. Это два проекта, которые мы подготовили для конкретной работы. Но я хотел бы завершить свое выступление тем, с чего начинала свое выступление Татьяна Анатольевна Чусова. Речь идет о железорудном кластере на Дальнем Востоке участником которого является и территория нашего субъекта федерации Еврейская автономная область. Это, мы считаем, ключевой проект не только для нас, а в целом для Дальнего Востока. На нашей территории два проекта входят в этот кластер: Кимкано-Сутарский обогатительный комбинат и железнодорожно-мостовой переход через Амур в районе села Нижнеленинского. Первый проект Кимкано-Сутарский ГОК, мощность 10 млн. тонн руды в год, 3,5 млн. тонн концентрата в год. На объекте идут уже работы с 2008 года по обустройству месторождения, строительству обогатительной фабрики и других объектов. В прошлом году освоено около 600 млн. рублей, в этом году программа примерно 2 млрд. рублей. Общая стоимость проекта примерно 23 млрд. рублей. Срок ввода – конец 2013 года. В последующем, как и говорила Татьяна Анатольевна, с учетом ввода объектов, которые строятся в Амурской области и предполагается в нашей области строительство горно-металлургического комбината, который будет перерабатывать продукцию этих ГОКов: нашего и Амурской области в так называемый продукт нагетс – это продукт прямого восстановления железа, 95%-ое железо, 3,5 млн. тонн. Куда будет поставляться продукция: млн. тонн этого нагетса заявлено на Амурметалл и предварительная договоренность об этом существует, а остальная часть предполагается на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. И вот тут я перехожу на железнодорожный мост через Амур. Мы его рассматриваем в данном случае как объект железорудного кластера, но, безусловно, он имеет и самостоятельное значение как крупнейший инфраструктурный проект на юге Дальнего Востока. Решение о строительстве моста принято в конце 2008 года. Поскольку он между двумя государствами, то решение межправительственное. В настоящее время выполнен проект, завершается проведение государственной экспертизы этого проекта. Длина моста 2200 метров, строительство будет вестись с двух сторон подрядчиками двух стран, стоимость - примерно 12 млрд. рублей. В целом два эти проекта, входящие в кластер, они нам дадут примерно 3 тысячи рабочих мест и поступления в бюджет примерно 4 млрд. рублей. Нет необходимости говорить, что для нашей области это не просто ключевые проекты – они буквально изменят структуру экономики нашей области. Несмотря на то, что там в принципе решены все вопросы по финансированию, мы не исключаем что у нас появится необходимость сотрудничать с Фондом прямых инвестиций по реализации этих проектов металлургического кластера. Я хотел сказать в целом о наших пожеланиях, как мы хотели бы дальше видеть свое место в этом сотрудничестве. Учитывая, что порог принятия проектов для работы с Фондом прямых инвестиций - 2 млрд. рублей, понимаете, нас здесь более десятка субъектов, мы все разные: и структурой экономики и налоговым потенциалом, промышленным потенциалом, но все мы смотрим на Фонд прямых инвестиций как на структуру, с которой мы бы хотели работать. Но вот этот порог в 2 млрд. рублей он, безусловно, отсекает, для нашей области большинство наших наработок просто отсекает. Поэтому надо как-то посмотреть на эту сторону проблемы. Спасибо за внимание.
А.Б. Балло: Валерий Петрович, мы вчера тоже проводили свое ведомственное совещание и наш подход таков, что Дальний Восток – это абсолютный приоритет для Банка развития, мы понимаем, что, допустим, другие регионы, но если не считать только Северный Кавказ, они в ряде случаев могут обойтись без Банка развития, поэтому мы исходим из того, что 2 млрд. рублей - не догма. Если будет проект, который будет поддержан регионом, и который будет иметь для развития этого региона приоритетное значение, Банк может его рассматривать, это первое. А второе – на создаваемый Фонд эти ограничения – 2 млрд. рублей, отраслевые приоритеты - не будут распространяться. Здесь мы свободны в выборе и, собственно говоря, мы для этого и собрались, чтобы определить основные направления и приоритет этого Фонда. В любом случае, спасибо. Мне кажется, что такие проекты как цементный завод, потому что цемент это основа строительства, это по сути своей межрегиональный проект, который будет иметь большое значение для всего Дальнего Востока.
Сейчас слово предоставляется Холмогорову Александру Анатольевичу, заместителю Председателя Правительства Забайкальского края по инвестиционной политике и развитию инфраструктуры:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Правительством Забайкальского края проработан вопрос формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов. В такой перечень включены ключевые для края проекты, которые отвечают требованиям инвестиционной привлекательности и соответствуют стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. Для успешной реализации ключевых проектов необходимо развитие институтов развития. Считаю, что инициатива Внешэкономбанка по созданию Фонда развития Дальнего Востока и Забайкальского региона и Фонда прямых инвестиций должны создать не только твердое подспорье для реализации проектов, но и повлиять на развитие механизмов государственно-частного партнерства. Уже сегодня ряд проектов мы представили Внешэкономбанку в рамках развития моногородов, это 4 проекта. Внешэкономбанк совместно с Министерством финансов Российской Федерации одобрили эти проекты. И эти проекты предложены для получения финансирования в 2011 году. Кроме того, в рамках реализации данной программы, которую мы сегодня обсуждаем, мы готовы предложить ряд инвестиционных проектов, таких как, в первую очередь, проект по строительству горно-металлургического комплекса на территории Забайкальского края, производственной мощностью 36 млн. тонн руды в год. Здесь предусматривается освоение Удоканского месторождения и создание высокоэффективного производства с годовыми объемами производства 474 тысячи тонн катодной меди и 277 тонн серебра. Планируется применение новейших технологий и, кроме того, проект включен в перечень приоритетных инвестпроектов предприятий металлургического комплекса, требующих государственной поддержки, а также в