Публикации, выступления
Штыров В.А., президент Республики Саха (Якутия): Стенограмма пресс-конференции в Алдане 12 февраля 2010 года

— Уважаемые коллеги, некоторые из вас были десять дней назад в Мирном. Там я довольно подробно рассказывал о нефтяной, Восточной газовой программах, развитии нефтегазового комплекса Республики Саха (Якутия), сегодня я немного остановлюсь на том, как идут дела по реализации Проекта комплексного развития Южной Якутии. Вы знаете о том, что по поручению Президента Российской Федерации Правительством Республики Саха (Якутия) разработана Схема комплексного развития производительных сил, энергетики, транспорта республики до 2020 года. Она прошла необходимые согласования и была одобрена решением Правительства Российской Федерации. Также напомню, схема предполагает, что необходимо коренным образом реконструировать старые, действующие отрасли народного хозяйства, базовые для Якутии, такие, как алмазная, золотодобывающая, угольная промышленность. С другой стороны, надо создать новые отрасли, они должны стать не просто добывающими, а отраслями глубокой степени переработки природных ресурсов. А для того, чтобы решить первые задачи, необходимо основательно поработать над развитием транспорта, энергетики, как инфраструктурных базовых отраслей. С другой стороны, схема предусматривает, что в отдельных районах республики, где может быть достигнута концентрация разных производств, возможна взаимная кооперация, общая инфраструктура, надо работать по кластерному принципу, или как говорили раньше, создать территориально-производственные комплексы. Схема предусматривает создание трех таких комплексов: Южная Якутия, Томпонский горнопромышленный район – Восточная Якутия и Западная Якутия — это нефтегазовая отрасль в сочетании с алмазной.
Среди трех территориально-производственных комплексов первый и самый важный — Южная Якутия. Напомню, что здесь есть возможность создать несколько крупных производств. Поскольку они территориально расположены недалеко друг от друга, появляется уникальная возможность создать общую инфраструктуру: транспортная схема, энергетика. На общей базе можно развить целую серию разных производств, взаимосвязанных между собой. Такова общая идея, создать в Южной Якутии несколько новых, крупных предприятий, настоящих гигантов индустрии. Пожалуй, самым крупным из них станет Эльконский горно-металлургический комбинат, который будет расположен в районе города Томмота. С 50-х – 60-х годов прошлого века там велись геологоразведочные работы. Еще в советское время на них было потрачено около 500 миллионов долларов, в результате разведана крупная урановая провинция. Ее запасы, а это самая большая провинция в Российской Федерации, составляют 53 процента общероссийских или 4 процента от общемировых. Учитывая, что после распада Советского Союза основные месторождения остались за пределами Российской Федерации, а энергетика России, оборонная промышленность требуют увеличения добычи урановой руды, был разработан проект по освоению этой группы месторождений. Подчеркиваю, там не одно месторождение, а целая группа, так называемая горсть. Будет создан горнодобывающий комбинат, который будет производить 2 тысяч тонн руды в год, попутно будут добываться золото и серебро, потому что там комплексные руды. Для того чтобы добывать 5 тысяч тонн обогащенной руды в год, необходимо перерабатывать около 5 миллионов тонн горной породы. Условия залегания месторождения таковы, что надо построить серию шахт. Некоторые из вас были в Мирном на подземных алмазных рудниках. В первую очередь, это "Мир", который был введен в прошлом году, глубиной в один километр. Примерно такие же шахты мы должны построить на Эльконском месторождении. Здесь будут работать 12,5 тысяч работников. Если иметь в виду, что это постоянный контингент работающих, и здесь невозможно работать вахтой, необходимо создать целый город.
Другой крупный проект связан с освоением железных руд. На территории Республики Саха (Якутия) есть несколько крупных месторождений железных руд. Они расположены вдоль федеральной автомобильной дороги "Лена" и железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск. Здесь серия месторождений: "Таежное", "Десовское", а еще есть "Пионерское" и еще целый ряд других. Это большие месторождения, есть определенные проблемы, связанные с тем, что надо найти технологии обогащения руд, но они решаемы. Другая группа месторождений находится в Олекминском улусе. Здесь запасы железных руд на сегодняшний день являются самыми крупными в Российской Федерации, из тех, что не находятся в эксплуатации. По качеству руды такие же, как на Курской магнитной аномалии. Опираясь на эти месторождения, Проект комплексного развития Южной Якутии предусматривает создание двух крупных горно-обогатительных комбинатов по добыче железной руды. Один из них Таёжный ГОК, который будет расположен на границе Алданского и Нерюнгринского районов. Здесь будет добываться 9 миллионов тонн железной руды в год. Что такое 9 миллионов тонн железной руды в год? Это примерно столько, сколько добывает алмазной руды крупнейший на планете горно-обогатительный комбинат "Удачный". А на "Тарыннахе", в Олекминском районе будет создано предприятие по добыче 23 миллионов тонн руды в год. Оно станет гигантом среди горнодобывающих предприятий Российской Федерации и мира. Для сравнения, на Нерюнгринском угольном разрезе добывалось максимум 15 миллионов тонн руды в год. Оба комбината должны быть созданы до 2020 года. В проекте комплексного развития Южной Якутии они являются вторыми по значению после Эльконского горно-металлургического комбината. А после 2020 года, в дальнейшем должны создать Дальневосточный горно-металлургический комбинат по производству чугуна и стали на территории Республики Саха (Якутия), предположительно в районе Чульмана в Нерюнгринском районе.
Вот Эльконский блок, два железорудных комбината, кроме того, должна быть построена новая угольная шахта "Инаглинская" в районе города Нерюнгри. С одной стороны, в этом районе много углей, с другой стороны, подходит к концу добыча угля на Нерюнгринском месторождении. Надо замещать падающую добычу. К сожалению, в республике больше нет такого уникального месторождения. Дальше придется работать шахтным способом, добывать уголь из-под земли. Этих шахт должно быть создано несколько. В прошлом году 7 ноября была открыта шахту "Денисовская" в районе Нерюнгри. Она построена по отдельному проекту, а в проект Комплексного развития Южной Якутии входит строительство новой угольной шахты "Инаглинская". Здесь должны добывать 3 миллиона тонн угля, обогащать и отправлять на внутренний рынок Российской Федерации и экспорт. Но замысел был таков, что эти угли еще понадобятся для будущего металлургического комбината, когда будут введены предприятия по добыче железной руды.
Кроме того, необходимо создать еще два предприятия непосредственно в Алдане. Одно из них — по добыче апатитовых руд на базе Селигдарского месторождения руд. Мы должны не только добывать апатитовую руду, но и создать крупное производство щебня. Потому что на всем Дальнем Востоке нет щебня, необходимого для проведения особо важных работ, в том числе в строительстве. Ближайший находится в Шимановске в Амурской области, поэтому есть большая потребность. Современные требования таковы, что необходим очень качественный состав горных пород, из которых делается щебень. Самое главное — добыча апатитовой руды и производство химических удобрений на базе апатитов. Должно производиться около полумиллиона тонн фосфорно-калийных удобрений, прежде всего, для нужд Российской Федерации, потому что ожидается, что с подъемом сельского хозяйства необходимость в них возрастает, особенно на Дальнем Востоке, ну и, конечно, для стран Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего, Китайской народной республики.
Также в Алдане нужно создать еще одно предприятие — завод по производству синтетических моторных топлив на базе переработки газа. Вы знаете, что в Западной Якутии в соответствии с Восточной газовой программой будет осваиваться гигантское месторождение газа — Чаяндинское. От него в 2012 году начнется строительство газопровода Чаянда – Хабаровск, который пройдет через Южную Якутию, Алдан, Нерюнгри. В Алдане будет создаваться завод моторных топлив и, возможно, газо-химический завод. Прямо скажу, последний объект в проекте Комплексного развития Южной Якутии имеет два варианта. Либо он будет располагаться в Алдане, либо в Ленске. Это зависит от того, насколько возможно по трубопроводу направлять из Ленска в Алдан те вещества, которые будут отделены от газа на газоперерабатывающем заводе. Это решение будет принято в течение 2010-2011 годов.
Но для того, чтобы создать такие производства, необходима инфраструктура. Вот почему проект Комплексного развития Южной Якутии предполагает, что для этих предприятий будет построена транспортная инфраструктура. Это строительство автомобильных и железных дорог. Железная дорога от станции Икабьекан до Тарыннахского ГОКа, а за пределами 2020 года, она дойдет до Олекминска. По ней будет вывозиться руда на Байкало-Амурскую магистраль. Это кусочки железных дорог к шахте "Инаглинская", к новому горно-обогатительному комбинату по добыче железной руды "Таежный" и железная дорога от Томмота на Эльконский ГОК. Кроме того, должны быть построены автомобильные дороги по этим же направлениям и плюс на будущую Канкунскую ГЭС. Всего порядка 270 километров железных дорог и порядка 150 - автомобильных.
Но эти производства потребуют большого количества электроэнергии. Действительно, мощности на Нерюнгринской ГРЭС полностью не загружены, но они будут востребованы. Строится вторая очередь нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий Океан". Новые насосные станции потребуют электроэнергию. Будет строиться газопровод Чаянда - Хабаровск. Ведется строительство линии электропередач от Нерюнгри на Якутск, Нижний Куранах, Томмот, Майю. Поэтому электроэнергии, которая вырабатывается сейчас электростанциями Южной Якутии, будет не хватать. В этой связи планируется строить Канкунскую ГЭС. Она будет распложена на реке Тимптон. Если немного отойти в сторону от проекта Комплексного развития Южной Якутии, то в республике существует большой проект, реализация которого будет идти на протяжении всего XXI века, по освоению гидроресурсов Южной Якутии. Планируется, что будет построено девять таких электростанций. Первая из них – Канкунская ГЭС предназначена для электроснабжения этого комплекса. В дальнейшем мы должны будем соединить Южную Якутию линиями электропередач с Западной Якутией вдоль трассы трубопроводов Восточная Сибирь – Тихий Океан и вдоль будущего газопровода, чтобы подать электроэнергию на все насосные станции. Вы знаете, что в Западной Якутии есть две ГЭС: Вилюйская ГЭС-1 –2 и Вилюйская ГЭС-3. От них питается вся Западная Якутия. Надо будет соединиться с ними, а потом выйти на Иркутскую область в направлении Усть-Кут и Усть-Илим. Кроме того, линия электропередач пойдет на Якутск, таким образом, решатся проблемы с нехваткой мощностей Якутской ГРЭС. Затем (это тоже за пределами 2020 года) Якутия должна соединиться с Магаданской областью, потому что там есть две большие гидроэлектростанции: Колымская и Усть-Среднеканская, которые имеют избыточные мощности, необходимые в Восточной Якутии. Таким образом, через Южную Якутию, опираясь на Канкунскую ГЭС, будет создана единая энергосистема Республики Саха (Якутия), объединив центральный энергорайон с западным и южным. Кроме того, Якутия соединится еще и с Магаданской и Иркутской областями. И это будет важнейший элемент единой энергосистемы страны.
Опираясь на Схему производительных сил Республики Саха (Якутия) до 2020 года, учитывая, что при ее разработке, Южная Якутия сразу была выделена, как объект номер один, Правительством Якутии был разработан проект Комплексного развития Южной Якутии, который также прошел согласование во всех инстанциях Правительства Российской Федерации. Документ официально представлен в 2007 году на Санкт-Петербургском экономическом форуме на специальной правительственной комиссии по инвестициям, и там было принято решение о том, что этот проект необходимо реализовывать на принципах государственно-частного партнерства. Что это означает применительно к республике? Это означает, что государство берет на себя создание инфраструктуры: железные дороги, автомобильные дороги, энергетические мощности. А бизнес должен создавать промышленные предприятия. После того, как Правительство Российской Федерации одобрило этот документ, с участием будущих инвесторов уже были разработаны конкретные проекты. На каждый из них привлечен собственный инвестор. Для освоения Эльконского горно-металлургического комбината – Росатом, потому что по закону в Российской Федерации только он может заниматься урановыми месторождениями. А конкретно это предприятие "Атомредметзолото", находящееся в составе Росатома, создана "дочка" — Эльконский горно-металлургический комбинат, зарегистрированный в Томмоте. Для освоения железорудных месторождений в качестве инвестора выступает акционерная компания "АЛРОСА", которая создала дочернее предприятие "Тимир", расположенное в городе Нерюнгри. Оно получило лицензию по освоению этих месторождений на аукционе. АЛРОСА заплатила 8 миллиардов рублей за свою "дочку". Для освоения Инаглинского угольного комплекса привлечена компания "Колмар". Она, быть может, не очень известна, но это хорошая угольная компания. Чтобы показать ее уровень, могу сказать, что генеральный директор Лев Кузнецов назначен губернатором Красноярского края, после ухода Александра Хлопонина. Понятно, что газохимическое производство и производство по получению синтетических моторных топлив из газа — это "Газпром". Единственный открытый вопрос – Селигдарский горно-химический комбинат, потому что есть особое условие. Правительство Российской Федерации может передать лицензию только тем предприятиям, которые имеют специальное разрешение на работу с такими рудами. Сейчас разрешение получили две компании: "Атомредметзолото" и АК "АЛРОСА". В этом году будет проведен конкурс, и кто-то из них получит лицензию. Вы видите, что к каждому из этих проектов прикреплен крупный инвестор. Они разработали технико-экономические обоснования. Все это происходило при участии и под руководством Правительства Республики Саха (Якутия), которое по поручению Правительства Российской Федерации выступает государственным координатором. Все вместе Правительство Республики Саха (Якутия) и участники проектов – крупные компании плюс Росжелдор и Минэнерго России, а конкретно компания "РусГидро", входящая в его состав, Росавтодор создали этот проект. Если говорить об его основных характеристиках, то получилось так, что на его реализацию требуется почти полтриллиона или более 422 миллиарда рублей. Примерно 120 миллиардов – это государственные капитальные вложения на железные и автомобильные дороги, проектирование Эльконского горно-металлургического комбината, гидроэлектростанции. Остальное должны сделать крупные компании. Именно в таком виде проект был утвержден Правительством Российской Федерации, и начал реализовываться.
К сожалению, экономический кризис немного сдвинул наши планы. На сегодняшний день ситуация такова. По инфраструктуре. Правительство Российской Федерации выделило денежные средства. На них в 2010 году будет закончено проектирование железных дорог до Тарыннахского ГОКа и Эльконского горно-металлургического комбината, маленькие отрезки до Таёжного месторождения и шахты "Инаглинское". Также в 2010 году завершатся работы по проектированию автомобильных дорог по этим направлениям. В этом году должны были завершить проектирование Эльконского горно-металлургического комбината за счет федеральных средств. Но, к сожалению, из-за кризиса произошла сдвижка в проектировании, и проектные работы будут закончены в 2011 году. В настоящее время компания "Эльконский горно-металлургический комбинат" ведет здесь горно-геологические работы, в том числе работают и некоторые предприятия Республики Саха (Якутия), в частности, компания "Селигдар" занимается опытно-промышленными работами по обогащению руды. Думаю, что будет привлечено предприятие "Якутскгеология". Проведен достаточно широкий круг предварительных исследований: экологических, археологических и других, для того чтобы до начала строительства комбината оценить ситуацию. Потом в ходе стройки и работы комбината будет вестись мониторинг, чтобы определить изменения. Эта гигантская работа, на которую уже истрачено 2 миллиарда рублей. В 2011 году проектирование должно завершиться, 2012 год — начало стройки, 2017 год — выход первой очереди на проектную мощность. Пока работы ведутся в пределах заданных графиков. В принципе особых вопросов и проблем нет.
По месторождениям железной руды работает АК "АЛРОСА", которая, как я говорил, потратила 8 миллиардов рублей только на покупку лицензии. Сейчас проведены работы по дополнительной оценке старых геологических данных, полученных еще в 60-е годы. Сделан проект по проведению геологоразведочных работ по уточнению параметров месторождения. Отобраны пробы руды, для того чтобы отправить в научно-исследовательские институты на всевозможные технологические регламенты. В этом году начинается проектирование непосредственно горно-обогатительного комбината, которое должно быть завершено в следующем году. Задача сложная, тем более что компании "АЛРОСА" необходимо привлечь в партнеры дополнительных инвесторов.
Наиболее продвинутый проект по Инаглинскому угольному комплексу. Проект выполнен, ведется строительство шахты, закуплено оборудование для обогатительной фабрики. Через два года шахта начнет работать.
Я говорил, что есть некоторые проблемы с получением лицензии на Селигдарское апатитовое месторождение, но в этом году планируется, что эта работа будет завершена. Будет хозяин лицензии, и начнется работа. Здесь есть некоторое отставание, но оно не скажется на всем проекте, потому что для Селигдарского ГОКа не требуется большой инфраструктуры. Даже если сегодня что-то не будет сделано: автомобильная, железная дорога, это не беда.
По "Газпрому". Задача перед ним поставлена совершенно четко. 30 ноября прошлого года я встречался с Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Путиным по вопросу реализации Восточной газовой программы. В конце января состоялась встреча с председателем правления "Газпрома" Алексеем Миллером. В марте пройдет большое совещание в Якутске вместе с руководством компании, для того чтобы разработать план мероприятий строительства газопровода. А пока вешки такие. В 2009 году работы уже начались на основном газовом месторождении. 2010-2011 году будут закончены проектные работы, в ходе которых будут выбраны места, где будет располагаться газоперерабатывающая промышленность, в Ленске или Алдане. Должны быть завершены проектные работы, в том числе по трубопроводу Чаянда – Хабаровск. В 2012 году начнется его строительство, а в 2016 наш газ должен быть подан в Хабаровск. Это масштабная задача, она одна сопоставима со строительством трубопровода "Восточная Сибирь – Тихий Океан". В 2010-2011 году выберем площадку для расположения газохимических производств, и начнем их проектирование и строительство.
Что касается гидроэлектростанций, как сердца всего комплекса, то их проектирование идет полным ходом. На сегодняшний день "РусГидро" уже истратило больше двух миллиардов рублей собственных средств и получило больше двух миллиардов федеральных средств. На эти деньги выбраны створы. Основной створ – Канкунская ГЭС в районе поселка Канкун, где раньше была шахта по добыче слюды и ниже - второй: Тимптонская ГЭС ближе к Ыллымаху, это уже вторая очередь. Вы знаете, что обычно на больших реках сразу по две электростанции строят. Мы рассчитываем, что в 2011 году проект будет закончен, и в 2012 году приступим к строительству этой электростанции. Таким образом, вы видите, что, несмотря на все кризисные явления, лишь немного сдвинуты сроки. Работа по всем направлениям ведется по Южной Якутии. Это приоритетный проект не только для Республики Саха (Якутия), но и для всей Российской Федерации. В конце 2009 года Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин подписал важнейший документ – утвердил Стратегию развития Дальнего Востока до 2025 года. Естественно, что республика принимала активное участие в ее разработке. Проект комплексного развития Южной Якутии занимает в ней одно из центральных мест. Пожалуй, для Дальнего Востока по масштабам и по значимости это — проект номер один. Вы видели, это и транспортная инфраструктура, и объединение энергосистем Дальнего Востока, и совместное сопряженное производство. Конечно, для реализации таких проектов надо думать не только о транспортной, энергетической инфраструктуре, но и о социальном развитии. В ходе его разработки было принято решение, что базовым городом для угольной промышленности и железорудных месторождений станет Нерюнгри. В будущем в районе Нерюнгри расположится и металлургический комбинат. Для северных проектов — Селигдарского ГОКа и Эльконского горно-металлургического комбината — два центра: Алдан и Томмот. Конечно, потребуется сильно подтянуть социальную инфраструктуру. По сути дела, на месте Томмота необходимо создать новый небольшой город. Алдан также получит новое развитие. В принципе база есть, только над ней необходимо очень хорошо поработать. В Стратегии развития Дальнего Востока есть специальный раздел, который предусматривает не только решение социальных вопросов на территории уже существующих городов, но и создание новых городов. В этот раздел вошли Томмот, Олекминск, Витим, поэтому республика должна получить федеральную поддержку для этих целей.
Заметьте, когда я рассказывал о Проекте комплексного развития Южной Якутии, я не упомянул два очень важных проекта, которые здесь уже реализуются. Это проект освоения Эльгинского месторождения углей и строительство железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск. Работы ведутся хорошими темпами, но это самостоятельные проекты и их реализация идет по другим направлениям и схемам.
Что происходит на Эльге? Сейчас от станции Улак на БАМе строится железная дорога. В связи с финансово-экономическим кризисом, который начался с сентября 2008 года и до сих пор продолжается, возникли проблемы у инвестора – компании "Мечел". Это трудности с реализацией угля, финансами. Конечно, это не могло не сказаться на инвестиционных планах. Но руководству компании надо отдать должное, они от этих планов не отказались. Пришлось изменить схему финансирования. Правительство Республики Саха (Якутия) выдало компании "Мечел" необходимые гарантии. Совместно с Мечелом мы провели переговоры с руководителями крупнейших финансовых институтов Российской Федерации. Состоялись встречи с руководителем Сбербанка Германом Грефом, руководством ВТБ. Затем получили поддержку Правительства Российской Федерации, Владимир Путин дал необходимые указания Центробанку и другим финансовым институтам, чтобы они оказали помощь реализации этого проекта. К концу прошлого года эти вопросы были решены, стройка возобновилась. Сейчас на строительстве железной дороги работают около 2 тысяч человек, в том числе работники некоторых алданских организаций. В следующем году строительство железной дороги не будет окончено, но вдоль нее будет завершена прокладка автомобильной дороги от Улака до Эльги и большая часть железной дороги. Тем не менее, по лицензионному соглашению в 2010 году должна начаться добыча угля. Поэтому уголь будет добыт и начнется отгрузка с Эльгинского месторождения комбинированным способом: автомобилями, а затем перегрузка на железную дорогу. Таким образом, этот проект живой, требует порядка четырех миллиардов долларов, уже вложено порядка полутора миллиардов. Это сам по себе масштабный проект, призванный заменить Нерюнгринский угольный разрез. При этом город Нерюнгри будем базовым городом для работы вахтовым способом на Эльгинском месторождении.
Железная дорога "Беркакит – Томмот – Якутск" финансируется из двух источников: федерального и республиканского бюджетов. Работы ведутся полным ходом. Завтра проверим, как выполнены целевые задачи 2009 года, посмотрим, как будет идти развитие в 2010 году, что мешает, что необходимо сделать Правительству Республики Саха (Якутия), какие вопросы мы должны решить на федеральном уровне. Также решается вопрос с федеральным правительством о начале проектирования железнодорожного моста на Якутск и линии, которая пойдет по Якутску, в 2010 году. С начала года я уже встречался с заместителем Председателя Правительства Сергеем Ивановым, который курирует транспорт, заместителем министра транспорта Андреем Недосековым, дважды — с руководством Росжелдора. Все встречи посвящены началу проектирования строительства моста на Якутск, а о строительстве пока еще говорить рано. Для этого должно быть выпущено специальное постановление Правительства Российской Федерации. Над этим сейчас работают наши специалисты в Москве. Думаю, эту задачу в нынешнем году решим. Строительство железной дороги "Беркакит – Томмот – Якутск" идет по плану. Все более менее нормально, хотя понятно, что есть ежедневные трудности и проблемы, но мы их преодолеем. В 2013 году дорога будет в Нижнем Бестяхе, откроется грузовое и пассажирское движение. Одновременно начнется строительство продолжения дороги с заходом в Якутск.
Газета "Якутия": Будут создаваться новые предприятия, города, как будем привлекать людей? Раньше народ ехал на Север за длинным рублем, а как будет на этот раз?
— Скажу сразу, что мы, конечно, будем и стараемся ориентироваться на жителей республики. В Якутии на самом деле есть избыточные трудовые ресурсы. Есть ведь разные формы безработицы: открытая и скрытая, в том числе, когда люди занимают рабочие места, которые не соответствуют их квалификации. Мы считаем, что в республике достаточно много трудовых ресурсов, которые нужно направить, занять работой. Конечно, это требует решения очень многих вопросов. Представьте себе, раньше были комсомольские стройки, молодые люди выезжали в чистое поле, как вот я, например, в молодости принимал участие в строительстве горно-обогатительного комбината "Удачный". Начиналось все с палаток, были сложные условия. Поэтому мы сразу должны думать о том, что у людей должна быть постоянная работа. В этой связи, я не зря упоминал о том, что в Стратегию развития Дальнего Востока попали наши города. Ведь должны быть созданы новые города, для того чтобы люди могли переселиться и связать свою судьбу с ними. Мы были на Витиме. Казалось бы, деревушка. Когда три-четыре года назад был разработан план, обсуждался в Витиме со специалистами, это все казалось таким далеким. А в этом году там введена школа, создана коммунальная инфраструктура и один за другим начнут появляться жилые дома. Пока начинаем с малосемеек, чтобы молодежь после институтов, техникумов отправить туда. Начали планомерно заниматься Томмотом. Строится больничный комплекс, школу подтянули, два дома поставили. Да, в этих домах живут не работники Эльконского горно-металлургического комбината, но ведь важно вообще начинать поселок развивать, создать массу жилья. Много вопросов, но их надо постепенно решать. Если говорить о материальных стимулах, то могу сказать, что они и сейчас уже есть. В очередной раз приезжал вице-премьер Игорь Сечин, был на нефтяном промысле компании "Сургутнефтегаз". Там он интересовался жизнью людей, спрашивал, сколько зарабатывают. Минимальная цифра, которую называл один из работников — 120 тысяч рублей, остальные говорили, 140 тысяч, 160 тысяч. Вот зарплата – стимул. Конечно, Правительство республики должно создать условия, чтобы крупные компании набирали местные кадры, обучали их. В принципе это удается. По большому счету, для них это тоже очень важно и выгодно — иметь постоянный контингент работников. С чего начинали в Витиме? Работало 10,5 тысяч человек, местные предприятия были взяты только на подрядные работы, около 500 человек из "Ленанефтегаза", 10 тысяч были вахтовики. Сейчас основной массив стройки закончился, начинается эксплуатация, продолжаются геологоразведочные работы, в небольших объемах продолжается стройка. Работает 7,5 тысяч человек, из них уже 2 тысячи якутяне. "Сургутнефтегаз" считает, что, на самом деле, нужно провести постепенное замещение на местных специалистов. Больше того, те люди, которые прилетают из Сургута, хотят остаться. Компании, которые действительно всерьез и надолго реализуют большие проекты, в этом заинтересованы. "Транснефть" отправила на учебу для будущей эксплуатации нефтепровода, еще тогда, когда только начинала его строить, несколько групп в учебные центры в Ангарске и Братске, порядка 600 человек. Прямо скажу, примерно одна треть уехала оттуда. Но в принципе почти все насосные станции, которые стационарно действуют на территории республики, укомплектованы жителями Якутии. Сейчас мы еще четыре станции должны построить уже под вторую очередь ВСТО, еще порядка 500 человек устроим на работу. В проекте Эльконского ГМК есть отдельный раздел по решению социальных вопросов, потому что это особое предприятие, конечно, должны быть созданы условия для того, чтобы привлечь и закрепить кадры. Иногда кажется, что для жителя Якутии все равно, где работать - в Якутске или Удачном. Надо понимать, что республика настолько велика, что природно-климатические зоны и гидрофизические условия настолько отличаются, что для человека переехать из Якутска или Мегино-Кангаласского улуса в Удачный, это все равно, что с Кузбасса переехать в Нерюнгри. Все меняется: условия жизни, природа, даже световой день, поэтому, когда мы говорим даже о внутренней миграции, надо иметь в виду, что это не однодневный процесс. Вы знаете, в старые комсомольские времена 100 человек могли демобилизоваться и приехать на стройку или на работу на комбинат. Через год от них оставалось десять человек, через два — пять, но эти пять остаются. Пройдет десять лет, когда сформируется коллектив. И сегодня будет так же. Но наши основные усилия направлены на местную молодежь, будущих специалистов. Не зря же развернуты такие стройки по части образования. В Алдане создали материальную базу для двух техникумов, один ввели в Мирнинском районе, еще три строятся. Это подготовка командиров производства, которые будут или высококвалифицированными рабочими или представителями первичного командирского звена. Когда иностранцы приезжают к нам работать, нанимают рабочих здесь, а привозят руководителей и супервайзеров, по-нашему, бригадиров. Поэтому первичное командирское звено очень важно для нас. Мы надеемся, что в связи с приданием нашему университету статуса федерального, очень быстро разовьемся. Но еще и раньше был пятилетний план, в результате которого поменялись направления обучения, появились новые специальности, стали больше выпускать специалистов технических направлений. В Мирном по нашей программе начали строить нефтегазовый факультет и факультет подземных горных работ. Это тоже подготовка кадров для будущих проектов.
— Газета "Саха сирэ", Милан Афанасьев. Насколько мы сдвинулись от графика, как это будет влиять на работу? Это первый вопрос. И второй вопрос, какой категории будут автомобильные дороги?
— В настоящее время сдвинулись от графика на полтора года. Конечно, повлияет на сроки, но в целом на реализацию проекта не окажет значительного влияния. Что касается автомобильных дорог, то они будут третьей и четвертой категорий. Напомню, что в Республике Саха (Якутия) 11 тысяч километров дорог с твердым покрытием, и еще 8-9 тысяч километров автозимников, всего 20 тысяч. Из них около пятисот километров дорог третьей категории, остальные — четвертой и пятой.
— НВК "Саха", Алексей Соколов. Вячеслав Анатольевич, вопрос по международному сотрудничеству, какие страны уже заинтересовались проектом, и куда в основном будет идти экспорт?
— На Инаглинском месторождении работают южные корейцы – компания "LG", они давние партнеры "Колмара". К Эльконскому месторождению проявляют интерес японские компании, в первую очередь, "Мицуи". Они уже провели несколько раундов переговоров с Росатомом. Когда работа над этим проектом будет закончена, тогда, возможно, произойдет интенсификация переговоров. Что касается железорудных месторождений, есть разные предложения. В том числе АЛРОСА рассматривает предложения казахских фирм. Казахстан – это не только нефтегазовая страна, там развита еще и металлургия. Они проявляют большой интерес, динамично развивающая страна, уже сформировались капиталы. Проявляют интерес китайские компании, потому что они главные потребители железных руд, сегодня они получают аналогичного качества руды из Австралии и Бразилии. Круг интересующихся компаний примерно такой: Южная Корея, Казахстан, Китай, Япония.
— "Вести", Семен Родионов. Позвольте задать вопрос по поводу нового корпуса медучилища. Сегодня я стал свидетелем разговора двух человек, которые говорили, что в Алдане настолько грязная вода, что импортные радиаторы, которые установлены в новом корпусе, просто не выдержат. Хотелось бы знать, это действительно так? Этот вопрос как-то рассматривался?
— Конечно. Алдан для Якутии уникальный город, нет такого населенного пункта, включая город Якутск, по тому, сколько денег направлено в жилищно-коммунальное хозяйство. В сам город вложено более полутора миллиарда рублей. Эти вложения были направлены для решения чрезвычайно важной задачи – теплоснабжения. Построена центральная котельная, коренным образом реконструированы сети, старые котельные превращены в тепловые пункты. Это большая программа, которая уже сейчас дает результаты. В 2011 году она будет завершена, тогда мы будем спокойны за теплоснабжение города. Это не значит, что другие проблемы в Алдане будут решены. Мы прекрасно знаем, что есть проблемы с водозабором. Во-первых, его надо расширять. Во-вторых, вести работы по очистке воды. Эта проблема будет решаться на следующем этапе. Она есть, но все не настолько плохо.
— Местные журналисты. Очень приятно, что приезжие журналисты живо интересуются состоянием местной воды. Уважаемый Вячеслав Анатольевич, я хочу задать вот какой вопрос. Какой следующий объект в Алдане или в районе Вы возьмете под свой патронаж? Очень приятно знать, что огромное количество инвестиционных проектов сегодня разрабатывается, в том числе и в нашем районе. Как Вы относитесь к тому, что наш старейший горно-обогатительный комбинат "Алданзолото" катастрофически заваливает производственные планы? Вы еще, будучи министром промышленности в 90-е годы, ругали буквально за каждый килограмм, а сегодня это уже сотни килограмм.
— Первое. Если говорить об объектах, которые должны быть здесь построены, то движение идет в определенной последовательности, по определенной логике. Сейчас важными объектами, выходящими на первый план, становятся: завершение строительства больницы в Томмоте и лыжного комплекса в Алдане. Следующий — это школа в Солнечном, действительно пришло время сносить старую. Затем школа в Синегорье. Такой круг первоочередных объектов, помимо этого, надо ускорить темпы строительства жилья. Вы видите, это началось. В прошлом году сдали два дома в Томмоте: один по переселению из ветхого жилья, другой дом по линии коренных малочисленных народов Крайнего Севера. В Алдане нечто вроде ипотеки сделали, первый дом будет заселяться в этом году. В Нижнем Куранахе достроили дом. Теперь надо сделать это нормой, чтобы каждый год один-два дома в районе сдавалось. По ведомственной линии началось строительство дома "Востокнефтепровод" компании "Транснефть" в Алдане. Сейчас решается вопрос с компанией "Железные дороги Якутии", чтобы для них организовать ипотечную схему. Это мы должны поставить на поток — это вторая задача по социальным объектам. Всем этим правительство совместно с администрацией муниципального образования будет заниматься. Эти объекты сейчас для нас главные: больничный комплекс в Томмоте, спортивный комплекс федерального значения в Алдане, школа в Солнечном, затем школа в Синегорье и жилье.
Что касается второго вопроса, то, конечно, прямо скажу, что и среди других отраслей народного хозяйства есть разные проблемы, но в меньшей степени мы добились успеха в золотой промышленности. Есть отдельные хорошие предприятия, например, старательская артель "Западная" в Оймяконском улусе, работают, добиваются успехов. Да и в Алданском районе группа предприятий "Селигдар" хорошо работает и не только по текущему выполнению плана, но и думают о будущем, получают лицензии, отрабатывают новые технологии. Они взяли лицензию на месторождение "Рябиновое" и занимаются отработкой технологии, по докладу Анатолия Лабуня, через два года начнут добывать там золото. А ведь тот же "Алданзолото ГРК" отказался от этой лицензии, она вначале была у них. Это говорит о целенаправленной работе группы предприятий "Селигдар", которые берут вроде негодные месторождения и доводят их до кондиции. Есть хорошие золотодобывающие предприятия, но предприятия группы "Полюс", к сожалению, нигде не добились успехов. Это было предметом разговора на встречах по итогам совещания в Алдане, в Якутске с участием председателя Совета директоров Валерия Рудакова и генерального директора Евгения Иванова, потому что действительно сложное положение. Падает добыча, на пустом месте возникают конфликты с трудовым коллективом. На Нежданинке до того дошли, что сами не смогли создать технологию, хотя были российские компании, которые предлагали найти технологии обогащения трудных руд. Привлекли канадцев, уже второй год ничего не получается и так далее. Я хочу сказать, что Вы абсолютно правы, плохо работают. Что дальше будет? Они представили нам план, согласно которому в этом году в Нижнем Куранахе должен произойти перелом. Завершится реконструкция обогатительной фабрики, отставание по которой примерно полгода. Наконец, сделан проект комплексной отработки месторождения, должны начать пробовать кучное выщелачивание. В этом году задача перед ними поставлена такая —увеличить добычу золота по сравнению с прошлым годом, прибыль и начинать двигаться по восходящей. Если посмотреть план и график, то добыча должна удвоиться в течение четырех-пяти лет.
Официальный web-сервер органов государственной власти РС(Я)