Я очень надеюсь, что большинство моих коллег работают не просто так, потому что нужно ведь где-то работать. Я очень верю в рациональную и разумную работу коллег. Бывает так, что компания ничего от HR не ждёт по причине непрофессиональных действий HR сделанных ранее, низкого авторитета HR службы в отдельно взятых компаниях или предубеждения руководителей о бесполезности HR. Но даже в этом случае сам HR должен быть профессионалом, полезным для компании и быть честным, в том числе и по отношению к себе. С малого начинаются все великие дела. И ситуацию можно исправить. Я в этом абсолютно уверен.
Начать изменять ситуацию можно уже сегодня. Я хочу дать своим коллегам один совет о том как можно преуспеть в HR. Звучит этот совет очень и очень просто - узнайте свою компанию. Вы удивитесь, и всё? Да. Хотя некоторые мои коллеги пытаются работать без знания компании и некоторым из них кажется, что они весьма успешны, но этот "успех" порой обходится компаниям очень и очень дорого.
А теперь позвольте уточнить, что именно я подразумеваю под знанием компании:
- Знание истории компании, основных этапов её развития.
- Знание целей и задач компании в целом и отдельных её подразделений.
- Знание структуры компании, её ключевых подразделений, цехов, участков (если это производство).
- Знание технологических процессов в каждом из подразделений. Для вас необходимо иметь общее представление.
- Достигнутые результаты за прошлый период и текущие результаты. Сравните план и факт. Сравните результаты нескольких последних периодов.Поймите динамику, которую демонстрирует компания и причины этого.
- Организация труда и распределение обязанностей (зоны ответственности) в каждом подразделении. Выделение ключевых участков и работ.
- Узкие места компании, что мешает работать компании или какие существуют ограничения в работе компании (законодательные, организационные, технические, кадровые и т.п.).
- Состав и структура персонала компании (по количеству, по возрасту, по образованию, по стажу работы и т.п.). Выделение ключевого персонала или персонала, который оказывает решающее значение на результат.
- Структура расходов на персонал в целом по компании и по отдельным подразделениям (сколько стоит оплата труда, обучение и т.п. расходы).
- Средняя заработная плата по подразделениям и по должностям/профессиям.
- Текучесть по подразделениям и по должностям/профессиям, её причины.
Но и это еще не всё. Необходимо также знать:
- Основных клиентов компании (кто они и где они).
- Состояние рынка, на котором работает компания (основные процессы, которые на нём происходят).
- Ключевых конкурентов компании (достигнутые результаты, особенности организации производственного процесса и особенности работы с персоналом и т.п.). Особое внимание необходимо уделить конкурентам работающим с вами в одном регионе или недалеко от вас.
Вот этого пожалуй будет достаточно для того, чтобы HR узнать свою компанию и предлагать те решения, которые будут полезны для компании. Но хочу вас предостеречь от того, чтобы погрузиться в изучение своей компании очень и очень глубоко, в ущерб всей основной работе. Никто вам и не даст на это очень много времени. На данном этапе не нужно знать досконально какими болтами что к чему прикручивается, или как называются все без исключения инструменты, которые применяются в работе. Не нужно также досконально и дотошно описывать все бизнес-процессы компании. Вы должны понять как устроена ваша компании, как функционирует и чьими руками получается нужный для компании результат и сколько всё это компании стоит (расходы на персонал). Ну и обязательно выделить ключевые подразделения, ключевые должности/профессии, а может быть конкретных сотрудников. В каждой компании это может быть по-разному, но общий принцип я думаю понятен.
Если вы, приходя на работу, этого еще не сделали, начните это делать немедленно. Выделите для этого время и стирайте «белые пятна» знаний о компании. Не важно было у вас такое задание или нет. Я гарантирую вам, что эффективность и результаты вашей работы изменятся, если вы будете не просто работать, а предпринимать конкретные шаги, зная свою компания и её особенности. Не зная свою компанию вы работает вслепую или просто работаете... Предлагаю задуматься об этом.
Почему важно знать свою компанию, а потому что компании разные. Если вы знаете отрасль, но даже в этом случае вы удивитесь насколько компании могут быть не похожи друг на друга. Ну а для HR важно знать компанию (может быть повторюсь) для того, чтобы предпринимать нужные для компании (для вашей компании!) действия и быть полезным для компании.
HR служба не может быть вне компании или работать параллельно с ней (как это получается у некоторых моих коллег я даже иногда удивляюсь). HR служба - часть компании и знание компании будет способствовать повышению авторитета HR службы, а также повышению эффективности её работы и соответственно её результатов.
Кто-то возможно мне возразит, что HR служба может быть успешной и без знания компании. Но что стоит за этим успехом? К сожалению, и я, и вы тоже не один раз встречали HR, в том числе и HR руководителей, которые приходя в новую компанию, просто в компьютере переправляли название своей старой компании на новую и таким образом давали старт новому проекту HR службы. И такой быстрый старт проектов иногда вызывал чуть ли не слезу умиления руководителя компании, но очень часто этот проект заканчивался ничем, а то и наносил компании вред. Подобное можно сказать о решениях, которые не были проработаны под компанию. Все решения HR должны тщательно готовиться и быть заточены под конкретную компанию. Повторю еще раз нет двух одинаковых компаний.
А если я узкий HR специалист, как мне может помочь знание компании, спросит меня кто-то из читателей. В этом случае я рекомендую вам выбрать из моего списка ту информацию, которая может пригодится именно вам для выполнения вашей функции. Я уверен, что даже узкому HR специалисту, чем бы вы не занимались (наймом, обучением, развитием, мотивацией и т.д.) просто необходимо знать компанию для того, чтобы работать не просто так и чтобы ваши предложения, идеи, проекты были «под компанию» а не для счета или для создания впечатления о своей работе. Ну, а если вы HR руководитель или HR в одном лице, то я думаю тут всё и так понятно. Вы должны знать компанию отлично.
У читателей может возникнуть еще один вопрос, коллеги, которые вокруг меня или мой руководитель не заморачиваются на все эти знания компании, просто работают и вполне успешны, что мне больше всех нужно. Но, во-первых, возьмите ответственность за свою карьеру на себя (если честно, кроме вас ваша карьера никого не интересует), а во-вторых, ваши результаты будут отличаться от других, ну и кроме того никто не исключает, что в компании не произойдут какие-нибудь кадровые изменения и именно вас могут назначить на должность руководителя как специалиста хорошо знающего компанию или лучше других. Скажу еще раз - будьте честны с собой, не берите дурных примеров, не ищите легких путей. Это сделает вас только сильнее.
Я убежден, что без знания компании HR и HR служба не могут быть полезными для компании, не могут быть результативными. А успех без результата это всего лишь «мыльный пузырь», «пыль в глаза» или иллюзия успешной HR службы, что кому больше нравиться. Поэтому, если знание компании войдёт у HR в привычку, некоторые мои коллегии именно с этого будут начинать и делать это не формально, а по-настоящему, то это пойдёт на пользу авторитету и репутации HR и HR службы. В этом я абсолютно уверен.
Я надеюсь, что моя статья позволит некоторым моим коллегам задуматься об этом. А может быть уже сегодня предпринять для этого первые шаги. Выглянуть из кабинета и посмотреть на свою компанию заинтересованными глазами или отложить некоторые проекты «для счета» и посвятить это время изучению своей компании. Выбор всегда за вами!
Олег Барыш